Русские народные ремесла, связанные с обработкой дерева – это не только резьба и точение, но выжигание. Оно использовалось и в комбинации с другими видами творчества, и самостоятельно.
Основой для создания шедевра может стать и готовая картинка для выжигания, и исключительно фантазия мастера, работающего без подготовки. Как развивалась пирография? Какими техниками она представлена? Как лучше работать новичку, как развиваться, достигая максимальных высот?
Немного истории
Первые предметы искусства, созданные по технике выжигания, изготовлены сотни лет назад, обнаружены археологами в Перу. Неудивительно, ведь в этой стране много первоклассных пород дерева, идеально подходящих для этого ремесла, чем активно пользовались умельцы. Сначала использовалась точечная обработка открытым пламенем, потом – раскаленные гвозди, а за ними – стержни из металла, прошедшие механическую обработку, заточенные.
Расцветом искусства стало Средневековье, когда оно активно развивалось в Европе и России. Прорывом в ремесле стало XX столетие, когда на смену массивным выжигательным машинам пришел компактный пирографический прибор, конструктивно схожий с паяльником. В 1962 году его модернизировал Рой Чайлд, сделав более компактным и удобным. Именно эта версия используется детьми и взрослыми по сей день.
Методы выжигания
- Открытый огонь. Мастер проходится пламенем по всей плоскости заготовки для формирования фона. Как правило, в качестве инструмента выступает паяльная лампа. Огонь формирует несколько желтых, с переходом в более темный коричневый цвет, полос. Главное – не перегревать дерево, чтобы не перекрывать, а подчеркивать изменением цвета красоту его текстуры;
- Горячий песок. Метод для окрашивания светлых древесных пород, позволяющий добавить тону теплоты. Мастер раскаляет песок и закапывает в него заготовку, при нагреве происходит нужная корректировка цвета;
- Солнечный луч. Понятно, что методика может быть реализована только в ясный день. Линза размещается так, чтобы сфокусировать на деревянной поверхности лучи. Сфокусированное пятно формирует линию. Это сложнее, чем классический пирограф, но и результат более оригинальный;
- Трение. Сила трения провоцирует нагрев, а нагрев – изменение оттенка. Конечно, вручную создать достаточную силу довольно тяжело, а вот на токарном станке – очень даже возможно;
- Газовый резак. Это непростой в освоении инструмент, главным образом, из-за высокой температуры, обширности пламени. Впрочем, при умелом использовании результат просто потрясающий;
- Каллиграфия. Скрупулезная, тонкая работа. Она идеально подходит для декорирования плакатов, вывесок надписями и изящными узорами. Для повышения точности изображение сначала формируется в компьютерной программе, а уже потом повторяется на заготовке пирографом;
- Рельефная резьба. Для создания рельефной картины нужно использовать специальный пирограф, укомплектованный косым пером.
Особенности работы
В качестве заготовок новичку лучше использовать мягкие породы древесины, березу или сосну, идеально отшлифованные и подготовленные. Основной инструмент – пирограф, состоящий из модуля контроля для корректировки мощности и непосредственно рабочего пера с ручкой. Насадки различны по форме, диаметру, что позволяет формировать линии различной толщины и глубины.
При выборе первого пирографа лучше ориентироваться на известные в мире умельцев марки, хорошо, если в комплекте с устройством идет запасная игла и набор дополнительных насадок, который можно еще больше расширить, купив дополнительные элементы.