Добрый день, сегодня мы узнаем, какие автомобильные тормоза лучше: дисковые или барабанные, каков принцип работы и строение механизмов, а также, как правильно подобрать элементы тормозной системы для того или иного транспортного средства. Кроме того, расскажем про то, какими преимущества и недостатками обладают дисковые и барабанные тормозные механизмы, а также, на что стоит обращать внимание в процессе эксплуатации данных расходных деталей системы. В заключении поговорим о том, есть перспективы у барабанных тормозов в автомобилестроении и почему такие механизмы всегда устанавливаются на заднюю ось машины.
Большинство современных автопроизводителей в последнее время все активней стали переходить на дисковые тормоза с барабанных, причем такие механизмы устанавливаются не только на переднюю, но и на заднюю оси машины. Барабанные тормозные механизмы зачастую применяются на бюджетных моделях автомобилей, так как по стоимости они оцениваются незначительно дешевле дисковых. Однако по мнению многих специалистов по обслуживанию и ремонту транспортных средств барабанные тормоза уже морально устарели. Дек почему же до сих пор некоторые автопроизводители все равно устанавливают барабаны на свои машины, ведь экономия совсем не существенная, но эффективность работы тормозной системы значительно отличается по сравнению дисковыми элементами? Или существуют другие весомые причины, которые говорят об обратном? Данные вопросы мы и рассмотрим в нашей статье, чтобы определить, какие тормоза все же лучше: диски или барабаны.
ЧТО ТАКОЕ ТОРМОЗНОЙ ДИСК И КОГДА ЕГО МЕНЯТЬ
Благодаря пружинам, которые работают по стягивающему принципу, происходит обратный отвод колодок обратно на свое первоначальное положение, когда водитель снимает ногу с педали тормоза. Стягивающие или сводные пружины необходимы для того, чтобы не происходило заклинивание барабанного тормозного механизма. В целом строение барабанных тормозов является очень простым, проверенным временем и достаточно надежным при своевременном обслуживании.
Справочно заметим, что высокая скорость для барабанных колодок не является единственной проблемой, следующим негативным моментом для них является перегрев колодок, который ведет к значительному ухудшению торможения. Поэтому с развитием автомобилестроения производители начали искать альтернативу барабанам и нашли ее в авиастроении. Таким образом, первые дисковые тормоза были позаимствованы у самолетов, ну правда не именно такие же детали, а сама технология, которая уменьшила их до нужных автомобильных габаритов.
Что касается строения тормозного диска, то сам элемент системы крепится на переднюю или заднюю ось автомобиля и сам по себе механизм является открытым в отличие от барабана. Как правило, слева или справа на диск крепится специальный тормозной суппорт, который обладает своим поршнем и двумя колодками, внешней и внутренней. При нажатии водителем на педаль тормоза, поршень сдвигается со своего первоначального положения и сжимает колодки, прижимая их к диску.
Таким образом дисковая тормозная система является более производительной, в связи с тем, что пятно контакта у них параллельное, а у барабанных — полукруглое. Благодаря такому строению дисковых тормозов, сжимание колодок к диску является довольно плотным, что в свою очередь позволяет автомобилю тормозить значительно эффективней, причем независимо то скорости движения машины. Справочно заметим, что дисковые тормоза делятся на обычные, вентилируемые и перфорированные. Обычные дисковые механизмы греются быстрее, чем вентилируемые и перфорированные. Вентилируемые диски являются самыми оптимальными расходными элементами тормозной системы исходя из цены и эффективности. Перфорированные диски совсем недавно вышли на рынок, но уж успели завоевать миллионы положительных отзывов от автовладельцев, благодаря значительному сокращению тормозного пути автомобилем при экстренном торможении.
Однако, как говорится в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. Этим дегтем является то, что из-за небольшого размера колодок, которые обеспечивают лучшее пятно контакта с диском, стираются расходные элементы намного быстрее, чем похожие детали в барабане. Кроме того, сам тормозной диск также изнашивается достаточно быстро, зачастую его стачивают колодки. Таким образом, ресурс расходных элементов тормозной системы, на примере дисков и колодок примерно в 3 раза меньше, чем у деталей барабанного механизма.
— На производство тормозных механизмов барабанного типа тратится меньше денег, чем на дисковые. Поэтому при покупке нового автомобиля с такой системой можно думать, что он нам обойдется на 150-200 долларов США дешевле;
— Ресурс барабанных тормозов больше дисковых примерно в 2,5-3 раза. С среднем барабаны способны ходить по 100-150 тысяч километров пробега до серьезного ремонта или замены тех или иных деталей, но это напрямую будет зависеть от манеры езды водителя;
— Следовательно, если выше ресурс всего механизма, то и увеличиваются интервалы замены расходников, а значит мы меньше будем тратить денег на его обслуживание.
— Плохое пятно контакта, следовательно менее эффективны при торможении;
— Быстро нагреваются на больших скоростях (более 90 километров в час) из-за того, что конструкция закрытого типа. Быстрый нагрев все также ведет к снижению эффективности при торможении;
— Зачастую сильно загрязняются изнутри пылью и грязью, в следствии чего быстрее наступает износ колодок, а также падают тормозные свойства;
— Кропотливое и более трудоемкое обслуживание, чем у дискового механизма. Довольно часто при разборе механизма его элементы просто закоревают на своих местах и нередко приходится использовать специальные инструменты для их демонтажа.
— Эффект при торможении значительно лучше, чем у барабанов;
— Незначительный нагрев в сравнении все с теми же барабанами. Особенно выделяются на этом фоне вентилируемые и перфорированные диски. Благодаря постоянному обдуву воздухом, они значительно не нагреваются;
— Особо не загрязняются в процессе функционирования, как барабанные механизмы;
— Легко обслуживаются и меняются на новые, как говорится при наличии желания, а также необходимого инструмента под рукой, процедуру можно провести самостоятельно.
— Зачастую колодки в таких системах приходится менять через каждые 30 тысяч километров пробега (передние) и через 40 тысяч километров пробега (задние);
— Быстрый износ дисков, который приводит к полной негодности элемента на пробеге в 70-80 тысяч километров;
— Появление скрипов при сильном нагреве колодок и дисков, особенно четко данный момент прослеживается на не вентилируемых механизмах.
Что касается отечественных автомобилей или тех машин, которые собираются в России, так сказать для бюджетного сегмента, то на них до сих устанавливаются барабанные тормоза, а именно на заднюю ось. Хотя те же транспортные средства, которые собираются в Европе, уже как последние лет пять получают только дисковые тормоза, как спереди, так и сзади. Все это конечно связано в первую очередь с удешевлением конечной стоимости автомобиля, имеется в виду машин собираемых в России.
Видео: «Какие тормоза лучше: дисковые или барабанные? Особенности, принцип работы, плюсы и минусы»
В заключении отметим, что с течением времени, с постоянным ростом мощности двигателей и увеличением скоростей, барабанный тип тормозной системы однозначно уйдет в наши воспоминания. Даже если мы посмотрим на те же бюджетные автомобили из популярного «B»-класса, которые уже сегодня имеют моторы со 120-130 лошадиными силами и разгоняют машины до 200-220 километров в час, то некоторые барабанные системы даже сейчас порой не способны в полной мере выполнять возложенные на них задачи.