Абажур для бани, для сауны, как сделать своими руками, особенности деревянных и из гималайской соли, плюсы-минусы, подробности

Требования

ВАЖНО! Специфические абажуры в бане используются только в парилке, во всех остальных помещениях они могут быть как в соответствующих помещениях жилого дома.

Светильник в целом не должен бояться влаги. Так как вы проводите электричество во влажное помещение, следует максимально позаботиться о том, чтобы оно не контактировало с водой. А для большей безопасности следует подключить УЗО (если есть вопросы по теории банной электрики или ее практическому применению в бане — пройдите по ссылкам, у нас есть подробные материалы на эти темы).
parilka-s-abazhurami

Итак, герметичность прежде всего. А для парилки еще и важна термостойкость — светильник не должен разрушиться от высокой температуры.

Ну, еще экологичность — нельзя, чтобы под действием температуры из него испарялась какая-нибудь вредная органика.

И пожаробезопасность — он не должен поддерживать горение.

О том, какие светильники можно ставить в бане, какие — в сауне, вы узнаете, пройдя по ссылкам. Отдельный материал объединяет информацию о свете в парной.

Также у нас есть материал, полностью посвященный светодиодным источникам света. 

Виды стен с подсветкой

1. Монтаж панно из кирпича с использованием клеящего состава для гималайской соли

Такой способ монтажа, на наш взгляд, является наиболее предпочтительным: мы получаем монолитную конструкцию, которая будет надежно держаться и не потребует дальнейшего обслуживания.

При таком способе монтажа, конечно же, будет уместным использовать комплект оптоволокна с проектором. Если выбрать светодиодную ленту или трубку, то надо будет организовать доступ за стенкой (если это возможно), либо смириться с тем, что когда лента (трубка) перегорит, то стенка уже не будет подсвечиваться.

Клеящий состав для соляных изделий вы сможете приобрести у всех, кто торгует гималайской солью. Он, как правило, смешивается с водой в определенной пропорции, и схватывается не сразу. После полного застывания этого состава ваша стенка становится монолитной. Важно заметить, что при использовании кирпича вам, скорее всего, не потребуется подпирать стенку на время засыхания, так как соляной кирпич будет держаться за счет своей ширины. Для фиксации в горизонтальной плоскости в эксплуатируемом помещении необходимо использовать подпирающие планки изнутри и раскладки снаружи.

Готовый вариант выглядит так:

Подсветка панно из кирпичей гималайской соли
​​

2. Монтаж панно из плитки с использованием клеящего состава для гималайской соли

В отличие от кирпича, плитка, скорее всего, не будет держаться при засыхании раствора, поэтому конструкция должна быть дополнена временной опорой. Также понадобится постоянная опора, потому что даже после полного схватывания раствора стенка из плитки не будет такой устойчивой, как стенка из кирпича. В качестве постоянной опоры можно использовать крупную металлическую сетку, на которую будет опираться панно.

Опорная сетка для панно из плитки гималайской соли

Также надо предусмотреть крепление соляного панно к сетке, ведь спереди у нас нет никакой опоры. На фото соляная плитка перевязана капроновой нитью, продетой через сетку, т.е. мы фактически привязываем наше панно к сетке, в результате чего оно зафиксировано в пространстве.

Рекомендации по источнику света такие же, как и в первом пункте.

В результате получится так:

Подсветка плитки из гималайской соли

3. «Сухой» монтаж

Наименее оправданный, на наш взгляд, вид монтажа, сопряженный с рядом неудобств и дальнейшим обслуживанием.

Сразу скажу, что из-за сложности обслуживания и неподходящего качества исходного материала на данный момент мы не используем такой вид монтажа.

Сухой монтаж гималайской соли с подсветкой

При сухом монтаже вам понадобятся направляющие из алюминиевого профиля. На них будут устанавливаться соляные изделия. Сами же направляющие крепятся к стене через куски алюминиевого профиля прямоугольного сечения. В этом пространстве прокладывается светодиодная лента или трубка.

Замечу, что «сухой» монтаж стоит применять, только если нет возможности организовать доступ к подсветке с другой стороны и используется светодиодная лента или трубка в качестве источника света. При использовании оптического волокна доступ к источнику света будет, т.к. проектор находится не за соляной стенкой.

Чтобы установить кирпичи (плитку) на профиль, необходимо проделать пазы в нижней и верхней части плитки.

Так как в этой конструкции отсутствует раствор, между изделиями нет швов, поэтому каждая плитка должна соответствовать заявленным размерам и иметь прямые углы. На практике это соблюдается для небольшой доли изделий, в результате чего необходима подгонка каждого изделия, что значительно увеличивает общий срок монтажа.

Преимущество здесь только одно – возможность замены источников света после демонтажа всех плиток или кирпичей.

Материал

В принципе, материалом может быть и нержавеющий металл, и стекло, но мы же говорим о бане, точнее, даже о парной, поэтому металл можно сразу отвергнуть, ведь он будет нагреваться и может обжечь. Стекло…

Стекло

Использовать стекло в парной и моечной вполне допустимо в том случае, если речь идет о матовом плафоне, который герметично защищает лампочку внутри от воды. Собственно, тут и выбора особого нет — нужен полупрозрачный материал, который хорошо пропускает свет. Пластмасса для парилки не годится, (в скобках заметим, что не годится даже в том случае, если ее выпускает Harvia).

светильник-стеклянный-в-баню

ВНИМАНИЕ! Однако речь не идет о декоративных плафонах, на которых попутно лежит еще и защитная функция. Стеклянным может быть только колпак, который непосредственно закрывает лампочку.

Декоративные детали изготовляются из других материалов, о которых речь идет ниже.

Деревянные

Дерево в данном случае следует считать оптимальным материалом, учитывая, что подавляющее большинство владельцев выбирает в качестве отделочного материала его же. Так что в срубе или в обшитой вагонкой парной лучше всего будет смотреться именно деревянная конструкция.

деревянный-абажур-в-бане

Дерево же различается по породам древесины. Выбор, конечно, есть не всегда, но прислушайтесь к нашим словам:

СОВЕТ! Не используйте при изготовлении деревянного абажура для бани хвойные породы, потому что лампы помимо света еще и тепло излучают, а хвойные имеют неприятное свойство выделять смолу при повышении температуры.

Лиственные годятся любые. Только если вы собираетесь делать что-то ажурное, то подойдут более мягкие породы, типа липы или осины, а на более безыскусную конструкцию годится любое дерево.

С гималайской солью

Гималайская соль в данном случае используется в качестве рассеивающего свет экрана. Это возможно как при выборе пластин из нее, так и при заполнении емкости кусковым материалом.

Каменная соль, конечно, тверже соли поваренной, но состав у нее примерно тот же (за исключением разнообразных добавок вроде железа, придающего ей красноватые оттенки, и других солей — например, сульфатов, боратов). А означает это прежде всего то, что под действием влаги и тепла галит (название минерала, то же, что «каменная соль») будет медленно, но неуклонно растворяться.

По поводу того, что действие соли целебное… Ну NaCl (натрий хлор) там точно такой же, как в солонке. Прочие добавки — как-то не факт, что полезные, как витамины. Зачем вам соли серы или бора? Микроэлементы — если они действительно так активно выделяются, как об этом говорят — не помешают, спорить не будем.

Абажур с гималайской солью для бани

Солевые пластины или куски неправильной формы очень красивы, особенно, когда сквозь них просачивается свет. Так что главным аргументом в пользу выбора такого абажура, все-таки, будет красота.

Абажур для сауны: конструкция

Независимо от того, какой именно выбран материал и форма будущего светильника, есть два стандартных типа конструкции, которые рассчитаны на размещение либо вдоль стены, либо в одном из углов.

Угловая

Эта конструкция считается более компактной, так как занимает пространство, которое обычно пустует во время процедур парения. Поэтому меньше вариантов неловко задеть, сломать, да и свет распространяется по двум стенам одновременно.

В проекции «вид сверху» она собой представляет либо треугольник, либо трапецию. Это позволяет крепить ее на обе стены, обеспечивая большую устойчивость.

Настенная

Не всегда угловое расположение оказывается оптимальным. Тогда можно воспользоваться вариантом размещения абажура на поверхности стены.

СОВЕТ! По возможности отступайте от потолка на некоторое расстояние, в парилке нежелательно крепить светильники на потолке или прямо под ним, потому что у потолка собирается наиболее горячий воздух и пар.

Настенные варианты могут быть весьма разнообразны по дизайну, но при размещении стоит учитывать удобство парильщиков и направление света на предметы, которыми пользуются в парилке.

Основные принципы

Для того, чтобы сделать панно с подсветкой в парилке, необходимо оставить промежуток 3-6 см между кирпичами (плиткой) и стеной, в котором будут расположены источники света. Этот промежуток необходим, во-первых, для того чтобы как-то расположить источники света за солью, во-вторых, чтобы было необходимое пространство для распространения отраженного света. Почему именно отраженного? Дело в том, что если просто разместить мощный источник света, то он будет ярко светить только в одном месте, то есть будет точечным. Нам же надо создать как можно более равномерную подсветку. Это достигается только за счет отражения и переотражения. Отражаться свет будет от фольги или пленки, расположенной за источниками света; переотражаться – от внутренней поверхности самой соли.
Насколько ярко будет светиться панно – зависит от:

  • мощности источников света;
  • эффективности их отражения;
  • толщины самого панно.

С первыми двумя пунктами всё понятно, а вот что решить с толщиной? В зависимости от того, что вы выберете – плитку или кирпич, ваша конструкция будет разной.

Выбрать вариант освещения можно по критерию замены источников света: либо сам элемент находится непосредственно за солью, либо он находится в другом месте. Источники, которые находятся за солью – светодиодные ленты (трубки), лампы накаливания; за пределами панно находится проектор со светодиодом, освещающий панно через оптическое волокно. Соответственно, чтобы заменить светодиодную ленту, вам нужен будет доступ к месту ее монтажа. Есть два варианта доступа: за стенкой или спереди, т.е. демонтаж стенки. В случае с оптоволокном необходимо заменить проектор, который может быть расположен за пределами парилки, либо под полками (с учетом срока службы в 50000 часов это вряд ли потребуется).

Абажур для бани: форма

парилка в сауне

Интересный момент: как-то так исторически так сложилось, что есть две основные формы — это решетка и экран. Будем считать, что прочие варианты, если и были, то вымерли по причине какой-то непригодности, несоответствия. Либо же выжившие оказались наиболее простыми и практичными. (Само собой, сделать что-то оригинальное никто не запрещает, мы же говорим о наиболее часто встречающемся.)

Решетка

Спрашивается: а что еще можно было бы сделать из реек или сплошных планок? Максимально просто и максимально эффективно — собрать решетку, своего рода «заборчик», оставляя прорези для света.

ВАЖНО! От ширины и количества прорезей зависит яркость освещения.

Однако и при простоте идеи вариаций может быть достаточно — рейки можно крепить на основания, которые придадут конструкции цилиндрическую или конусовидную форму, либо же это будут комбинации простых форм, если угодно.

КСТАТИ! Планки могут быть и не сплошными — если в них сделать прорезной узор, то будет такая комбинация из решетки и экрана.

abazhur-reshetka

svetil`nik-v-saune

polok-iz-brevna

Привлекательность данной формы в том, что она прекрасно гармонирует со стенами, отделанными вагонкой, либо же бревенчатыми стенами или из бруса. В общем, решетчатый деревянный абажур прекрасно смотрится на деревянной стене. А материалом для него могут быть и остатки все той же вагонки, неиспользованные при строительстве.

Экран

Отличается от предыдущего варианта отсутствием прорезей между планками. А также тем, что в центральном элементе обычно вырезан какой-то узнаваемый контур. Впрочем, здесь тоже возможны различные вариации — прорезных элементов может быть сколько угодно, не обязательно один центральный.

Возможны комбинации с решеткой, когда по бокам делается решетка, а в центре — цельная планка с вырезанным контуром.

Прорезь может быть оставлена как есть, безо всяких вставок, а можно поэкспериментировать — поставить с обратной стороны декоративный или практичный рассеивающий материал, например, сеточку или матированное стекло (не говорим о пластике, потому что в парной жарко). Без матового материала свет может быть слишком резким.

СОВЕТ! Вместо матового материала можно использовать пластину с многочисленными мелкими дырочками.

Выбор источника света

1. Точечное оптоволоконное освещение

Самый подходящий, на наш взгляд, вариант.

Он не требует замены ламп (срок службы светодиода в проекторе – 50000 часов).

Волокно выдерживает температуру до 180 °С.

Можно варьировать яркость освещения количеством используемых точек на метр.

Недостаток один – относительно высокая стоимость.

2. Линейное оптоволоконное освещение

Самый дорогой вариант.

Из-за особенностей конструкции его не везде удастся установить, т.к. длина волокна у всех линеек одинаковая, а сами линейки устанавливаются на разном расстоянии от проектора.

Выдерживают меньшую температуру, чем точки (80 °С).

3. Светодиодные трубки

Речь идет о трубках от производителей оборудования для саун.

Они имеют защитный короб, который дает возможность эксплуатировать их при высоких температурах.

После перегорания трубки необходима ее замена.

Трубки имеют набор фиксированных длин.

4. Светодиодные ленты

Такие ленты изготавливаются, в том числе, производителями оборудования под строительство саун. Они имеют защитную оболочку, благодаря которой их можно использовать при высоких температурах.

После перегорания требуют замены.

Несмотря на защитную оболочку, такие ленты все равно не рассчитаны на такие же высокие температуры, как оптическое волокно.

Для бани и сауны — есть ли разница

абажуры в финской сауне

Разница между тем и другим типом национальной бани состоит в температуре и количестве влаги. В русской бане повышенная влажность и относительно низкая температура (не выше 70 градусов), а в сауне влажность низкая (5-15%), зато температура не меньше 90 градусов, а то и бывает выше 100!

Поэтому те разновидности, которые более чувствительны к повышенной влажности, не стоит ставить в русской бане. Это прежде всего относится к абажуру из гималайской соли для бани. Как уже говорилось выше, он состоит из обычной растворимой соли NaCl, поэтому влага его подпортит.

Дерево от влаги можно защитить с помощью пропиток и лаков, о чем вы можете почитать в соответствующей статье.

Высокая температура противопоказана большинству видов пластика, поэтому в саунах его использовать категорически нельзя, а в русских банях — умеренно, и это не распространяется на светильники, потому что там нагрев идет от самих ламп.

В остальном разницы особой нет — одни и те же деревянные модели можно использовать как абажуры для бани и сауны.

Источники

  • https://parilochka.com/provodka-v-bane/osveshhenie/abazhur.html
  • https://saunaflame.ru/posts/kak-sdelat-podsvetku-gimalajskoj-soli-v-saune/
  • http://saunatech.ru/aksessuary-dlya-ban-i-saun/abajury/abajur-s-gimalayskoy-solyu

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Bazliter.Ru
Adblock
detector